Российских менеджеров порой упрекают в том, что они слишком
отстали в развитии от западных коллег. Но как выясняется, подчиненные
совсем не хотят, чтобы их руководитель соответствовал иностранным
идеалам.
По просьбе Slon.ru портал SuperJob.ru опросил 2500 работников с целью
понять, каких управленческих качеств они ждут от своих руководителей.
За основу были взяты критерии лидерских качеств, предложенные компанией
McKinsey .
Консультанты полагают, что настоящий лидер-управленец должен не только
ставить четкие задачи и принимать ответственные решения, но и быть
убедительным, советоваться с сотрудниками, бороться со стереотипами,
вдохновлять подчиненных, учить их, и в целом быть образцом подражания
для коллектива.
Но оказалось, что этот набор настоящего начальника совсем не впечатляет
российских работников. В идеале требования начальнику выглядят так -
просто поставьте задачи и не трогайте нас.
Руководитель должен четко формулировать свои ожидания и строить ясную
систему стимулов, – это самый популярный ответ среди опрошенных
сотрудников (34%). 15% респондентов полагают, что все решения
руководитель должен принимать самостоятельно (за то, чтобы решение
принимались совместно с коллегами, высказались 7% сотрудников). И
только 9% респондентов считают, что настоящий руководитель должен
вдохновлять сотрудников и внушать им оптимизм. Столько же думают, что
руководитель должен на своем примере демонстрировать лучшие качества.
«Мне важно, чтобы была задача. У меня были начальники, которые были
неспособны даже четко сформулировать, что им нужно. Все вокруг да
около. Если есть задача, – уже хорошо, я ее буду выполнять. Со мной не
надо будет вести долгих разговоров. Платите зарплату, и все будет
сделано», – выражает мнение многих работников территориальный менеджер
по продажам из Петербурга.
Ответы сотрудников говорят о низкой культуре лидерства как таковой,
считает директор «Центра социальных и психологических исследований
Высшей школы международного бизнеса» АНХ Елена Яхонтова. Во многом эта
ситуация обусловлена дефицитом лидеров-менеджеров. Многие сотрудники
(особенно в средних и малых компаниях) за свою рабочую карьеру вообще
не сталкиваются с лидерами и привыкли, что лучшее, на что способен
начальник, – ставить самые простые задачи.
Впрочем, некоторые респонденты отказывают среднему российскому
руководителю даже в этом качестве. «В реале, правда, я такого
практически не встречал. В основном, руководители не подходили ни под
один из этих пунктов. На практике основной задачей руководителя я видел
– замотать подчиненного разнообразными указаниями, зачастую
противоположными, и чтобы ни-ни», – говорит респондент из города
Волжский (впрочем, сам определивший свою должность как «руководитель»).
Интересно, что представления самих управленцев об идеальном
руководителе, судя по всему, куда ближе к образу классического
менеджера-лидера. В отличие от опрошенных сотрудников, видящих в
начальнике «производителя задач», сами руководители, как и опрошенные
McKinsey менеджеры по всему миру, на первое место ставят личные
качества управленца, его убедительность, способность понимать людей и
задавать им перспективу.
В первую очередь, у руководителя должна быть харизма, уверен
генеральный управляющий компании «Арпиком» Михаил Зельман: только
харизматик, способный на вдохновляющие подчиненных решения, может
повести людей за собой. С этим согласен и генеральный директор компании
«Росгосстрах-столица» Олег Меркулов: харизма, по его мнению,
принципиальное качество менеджера.
Источник: MNL.ru
|