Проблема кадров, особенно молодых, в школах, вузах, больницах не
теряет остроты последние несколько лет. В сложившейся ситуации
учреждения просят правительство вернуть советскую систему распределения
выпускников вузов. Однако эксперты по рынку труда считают
насильственные методы неэффективными и предлагают рыночные пути решения
проблемы.
Как отметил начальник департамента социально-экономического и
финансового мониторинга полномочного представителя президента РФ по
Северо-Западному федеральному округу Сергей Зимин, выпускники вузов
неохотно идут в государственные учреждения образования и
здравоохранения. А если они и поступают туда на работу, то лишь для
того, чтобы набраться опыта для перехода в другое место.
«Учреждения образования и здравоохранения постоянно просят вернуть
систему распределения - мол, если обучались за государственный счет,
пускай отработают. Сегодняшняя ситуация может выстрелить самым
неожиданным правительственным решением», - заявил Зимин.
Хотелось бы все же надеяться, что «неожиданное решение» не означает
возврат к обязательному распределению. Эксперты рынка труда сходятся на
том, что насильственные методы не могут быть эффективными.
«Человек, которого «послали», не мотивирован на работу и принесет
больше вреда, чем пользы», - подчеркнул в разговоре с корреспондентом
«БалтИнфо» генеральный директор консалтинговой компании «ЕВМ» Евгений
Мачнев.
Генеральный директор СПб ГУ «Санкт-Петербургский межрегиональный
ресурсный центр» Владислав Расковалов добавил, что принуждение просто
не сработает.
«Насильно специалиста к рабочему месту не притянешь. Если ему не
понравится, он все равно уйдет на более удобные условия труда», -
пояснил он корреспонденту «БалтИнфо».
К тому же, как напомнила исполнительный директор Российской ассоциации
обучения предпринимательству Людмила Мургулец, система не работала и в
Советском Союзе - выпускники, если не хотели работать по распределению,
просто доставали нужные открепительные документы.
В то же время Мургулец считает, что введение распределительной системы
могло бы дать краткосрочный эффект сейчас, когда вузы выпускают
специалистов, не готовых к реальной практике.
«Молодые люди, закончившие любой вуз, с трудом устраиваются на работу.
То, чему их учат, никому не нужно на практике, и приходится учить их
заново. Организациям проще взять тех, у кого больше опыта. Даже для
здравоохранения и образования выпускники не обязательно подойдут. В
такой ситуации распределение могло бы помочь выпускникам», - объяснила
она корреспонденту «БалтИнфо».
Однако эксперт согласна с коллегами в том, что в долгосрочной
перспективе распределительная система работать не будет. Евгений Мачнев
предложил вариант долгосрочного решения проблемы.
«Выход исключительно простой - переселять соотечественников из стран
бывшего СССР, Восточной Европы и не бояться изменения мононационального
состава населения», - уверен он.
Кроме того, по мнению эксперта, недостаток молодых специалистов
существует, но не является сверхтяжелой проблемой. По его словам, в
здравоохранении, прежде всего, не укомплектованы низшие должности, и
при этом существует большой резерв производительности труда.
«Производительность труда в этой отрасли, как и на производстве, очень
низкая. Количество функциональных обязанностей небольшое», - заметил он.
Поэтому, полагает Мачнев, нужно увеличить количество функций,
выполняемых одним работником, и количество денег, которые он за это
получает.
«Увеличить нужно непропорционально, например, в 2 раза поднять число
обязанностей и в 3 раза размер зарплаты. Тогда работать пойдут молодые,
активные люди, которые хотят заработать денег. Этим способом проблему
можно решить наполовину», - убежден эксперт.
В свою очередь Владислав Расковалов видит решение проблемы подготовки
кадров в целевом заказе. В отличие от распределения, заказ не оказывает
давления на выпускника. Речь идет о создании целевых групп, которые
набираются вне конкурса в учебные заведения по договору с
работодателем. После обучения работодатель обязан принять этих
выпускников.
Сергей Зимин назвал основные недостатки этой системы: неуверенность
работодателя в том, что специалист останется работать в организации, а
также необходимость финансировать обучение из чистой прибыли, которой
может и не быть.
Однако указанные сложности, по словам Расковалова, можно устранить,
если ввести государственные субсидии предприятиям на обучение
специалистов. Такая система успешно работает в Германии, где бизнес
охотно оплачивает студентам - будущим работникам - учебу в вузе за счет
госпомощи. Государству, в отличие от бизнеса, выгодно обучение каждого
специалиста.
«В любом случае каждый специалист работает на государство - он
производит продукт, делает налоговые отчисления», - подчеркнул
Расковалов.
В отличие от обычного бюджетного финансирования мест в вузах, субсидии
предприятиям позволяют оплачивать именно те специальности, которые
реально востребованы на рынке, и гарантировать выпускникам
трудоустройство.
Добавим, в электронной базе вакансий службы занятости Санкт-Петербурга
находится 360 врачебных специальностей. Заработная плата колеблется от
5 тыс. руб. (врач в детском саду) до 34 тыс. руб. (врач в
психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением). Кроме того,
требуется 85 учителей и преподавателей в различные учебные заведения на
зарплату от 4330 руб. (учитель труда) до 20 тыс. руб. (учитель
географии, преподаватель автомеханики).
Источник: baltinfo.ru
|