Прошел почти год с тех пор, как две пострадавшие от кризиса сети,
торгующие электроникой и бытовой техникой: «Эльдорадо» и «Мир», –
начали закрывать свои магазины. Теперь по этому пути пошла и
«Техносила», игрок №3 на рынке. Вице-президент компании Леонид Тюкавкин
говорит, что сейчас идет точечный выбор магазинов. Пока закрыто два
объекта: в Москве и Тольятти, один законсервирован, еще по двум
магазинам предстоит вынести решение.
В каких регионах расположены эти магазины, Леонид Тюкавкин уточнять не
стал. Но, как рассказали Slon.ru в сети-конкуренте «Техносилы»,
нерентабельных объектов у компании может быть существенно больше
перечисленных. Как минимум, пока под вопросом существование магазинов в
Новосибирске, Екатеринбурге, а так же в Кемерове и Петербурге. В
надежде на восстановление спроса «Техносила» долго держалась за
сомнительные, с точки зрения рентабельности, магазины, уверены
конкуренты. Но основной кредитор сети – «МДМ Банк», – в залоге у
которого находится 49% «Техносилы», подходит к делу прагматичнее. Банк
продолжает подыскивать на этот актив покупателя, говорит заместитель
генерального директора «МДМ Банка» Владимир Мехряков. И магазины,
тянущие на дно сеть, этой сделке – только помеха.
По словам Тюкавкина, до кризиса компания могла себе позволить содержать
убыточные магазины и по два года. Сейчас у нее таких ресурсов нет.
Перед тем как делать выводы о судьбе объекта, ритейлер пытается
сократить расходы, в первую очередь, на аренду. И Тюкавкин говорит, что
в начале прошлого года компании практически везде удалось добиться их
снижения. Но сейчас «Техносиле» приходится выбивать новые скидки у
арендодателей для своих проблемных объектов. Особенно это касается
магазинов в промышленных регионах Сибири и Урала. Там дела так плохи,
что рассматриваются варианты замораживания объектов до осеннего сезона,
когда спрос может несколько восстановиться. Владельцы недвижимости
снижают ставки крайне неохотно, но, с другой стороны, и найти
качественного якорного арендатора им сейчас трудно. Один новосибирский
торговый центр, в котором находится магазин «Техносилы», сейчас
пытается найти нового арендатора среди конкурирующих сетей, но пока у
него ничего не получается. Вполне вероятно, что «Техносиле» даже не
придется закрывать новосибирский магазин, а получится пересидеть кризис
на своих условиях.
Сеть вовремя платит, и это уже хорошо, отмечает владелец
екатеринбургского ТРЦ «Гринвич» Игорь Заводовский. Утверждают, что
довольны партнерством и в других крупных торговых центрах:
новосибирском «Ройал Парке» и сети «Парк Хаус». Но сохранить всю сеть
при 30-процентном сжатии рынка «Техносила» все равно не может. Компания
и в лучшие годы была несколько менее эффективна, чем лидеры – «М.Видео»
и «Эльдорадо». Как подсчитала казанская компания Domo в 2007 г.,
региональные магазины «Техносилы» продавали с 1 кв. м в год в четыре
раза меньше, чем «М.Видео» и «Эльдорадо» (около $7000). В среднем по
стране сеть номер три уступала конкурентам 20–25% по выручке с единицы
площади. А кризис и вовсе не пощадил никого: продажи «Эльдорадо» в 2009
г. сократились почти на 13% по сравнению с 2008 г. до 89 млрд руб., а у
«М.Видео» выручка выросла на 3,6% до 83,3 млрд руб, но только за счет
открытия 22 новых магазинов: в тех, что работают больше года, продажи
упали на 11,6%. «Техносила» новых магазинов не открывала, падение
продаж может оказаться даже вровень с рынком. Но в компании не
торопятся объявлять результаты: как сообщил Тюкавкин, это произойдет
только в середине февраля.
Источник: MNL.ru
|