По последним данным социологов, участились случаи, когда
соискатели рабочего места предлагают в той или иной форме
«отблагодарить» сотрудников кадровых центров за трудоустройство. Те в
свою очередь не прочь намекнуть на необходимость такой благодарности, а
то и прямо ее потребовать. Руководители HR-агентств в свою очередь
жалуются, что их клиенты-работодатели нередко пускаются во все тяжкие,
чтобы максимально сэкономить на поиске новых сотрудников, даже в
нарушение закона.
Предложения «отблагодарить» их за устройство на работу получали 29%
опрошенных специалистов кадровых центров, утверждает исследовательский
центр Superjob. «Кандидат на должность управляющего крупного магазина
многозначительно дернул бровями и спросил: «Вам сто тысяч лишние будут,
что ли?», «Взятки предлагали и продолжают предлагать. Кому-то нужна
просто запись в трудовой книжке, кому-то – стаж», – делятся опытом
кадровики.
Сами соискатели рабочих мест признаются в своих прегрешениях гораздо
реже – всего 5%. Но сама мысль «дать» за трудоустройство представляется
многим продуктивной. «Пока не довелось, но за хорошую должность я бы
неплохо заплатил», – отмечали некоторые участники опроса. Кто-то назвал
это «хорошей идеей», а кто-то с удивлением спросил: «А что, так можно?»
Опрос показал, что можно, и довольно часто. Во всяком случае с тем, что
сотрудники кадровых служб намекают соискателям на необходимость
вознаграждения, сталкивался каждый десятый. «Вымогали, причем наглым
образом. Пришлось дать, потому что должность высокая», – отмечали
участники опроса.
Другой вариант: «Скорее они не вымогали, а пытались обмануть. За рассказ о деятельности предприятия надо было заплатить».
«Существует масса фирм-однодневок, нигде не зарегистрированных, они
зарабатывают на неопытности простых граждан, вымогая деньги за якобы
престижную должность в хорошей компании, – прокомментировала «НИ»
ситуацию на рынке труда генеральный директор московского кадрового
центра Галина Прошина. – Я постоянно слышу подобные истории. Не нужно
лениться – зайдите в Интернет и посмотрите, существует ли вообще такая
компания, сколько лет она на рынке, какие у нее клиенты.
Итак, понятно, что кризис сильно испортил нравы кадровиков и
соискателей. Однако и работодатели далеко не святые. «Участились
случаи, когда наши заказчики, то есть те, для кого мы ищем сотрудников,
не платят за услуги, несмотря на договор, – рассказала «НИ» управляющий
директор кадрового агентства Ирина Крутских. – И таких немало. При этом
они берут на работу найденного нами сотрудника и просят его не говорить
о том, что он все-таки принят. Доходит до смены номера мобильного
телефона, чтобы человек «потерялся». При этом совершенно ясно: если
работодатель обманывает нас, он будет так или иначе обманывать и
сотрудника. Среди кадровых агентств даже появились своеобразные «черные
списки», куда входят недобросовестные клиенты. К сожалению, они
стремительно пополняются».
К другой негативной тенденции Ирина Крутских отнесла участившиеся в
последнее время попытки подкупа отдельных сотрудников кадровых
агентств. «Схему отката пытаются применять и в нашей области, –
пояснила эксперт. – Были случаи, когда наши клиенты предлагали нашим же
сотрудникам, так сказать, в частном порядке заняться подбором персонала
для них. Пытаются сэкономить».
Источник: Новые известия
|