Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru решил
поинтересоваться у россиян, что вызывает у них наибольшее раздражение в
ходе собеседования. Не секрет, что трудоустройство - процесс
непростой. Для большинства соискателей он сопряжён с волнением и даже
стрессом. Своеобразной кульминацией процесса трудоустройства является
собеседование, в ходе которого между представителем компании и
соискателем может возникнуть как плодотворная беседа, так и
непонимание, а подчас и раздражение. Но, как выяснилось, у значительной
части соискателей раздражение вызывают не манера поведения или фразы
кадрового работника, а последствия интервью. Так, 44% респондентов
признались, что их больше всего нервирует отсутствие обратной связи,
когда рекрутёры, завершая беседу, ограничиваются дежурным обещанием
перезвонить и не выполняют его. Особенно коробит такая ситуация
представителей сильного пола: этот вариант ответа выбрал каждый второй
мужчина по сравнению с 39% среди женщин.
На втором месте (42%) - чересчур подробные анкеты, которые требуют
заполнить менеджеры по персоналу. Возмущение и подозрение соискателей
вызывают требования указать паспортные данные, точный адрес места
проживания, номера телефонов, а также «способы проведения свободного
времени, личные убеждения». При этом женщин развёрнутые анкеты
раздражают больше, чем мужчин (44% и 40% соответственно). Кроме того,
нетерпимость к подробным анкетам чаще проявляют россияне с доходом
свыше 45 тыс. рублей в месяц (48%).
37% респондентов сообщают, что их нервирует некорректное, по их мнению,
поведение рекрутёров. При этом дамы чаще обвиняют менеджеров по
персоналу в «надменности и пафосе», мужчины - в «равнодушии и
невнимательности». Интересно, что, чем старше опрошенные и выше их
доход, тем реже они жалуются на то, что представители компаний
проявляют к ним предвзятость и равнодушие. Очевидно, люди, успевшие
получить жизненный опыт, отличаются большей толерантностью и менее
склонны к критике по отношению к работникам кадровых подразделений.
Немотивированный отказ в приёме на работу назвал наиболее раздражающим
фактором 31% соискателей. Решение не в пользу соискателя, не
подкреплённое вразумительным объяснением, больше раздражает мужчин, чем
женщин (34% против 29%). Респонденты убеждены, что, «если есть причины
для отказа, они должны быть названы, поскольку это поможет в дальнейшем
поиске работы».
29% россиян в качестве основного раздражителя указали непрофессионализм
и некомпетентность другой стороны. Особенно часто соискатели
(преимущественно люди в возрасте 40-50 лет, а также респонденты с
ежемесячным доходом от 45 тысяч рублей) ставят в вину рекрутёрам их
«молодость и отсутствие жизненного опыта».
Необходимость прохождения нескольких этапов собеседования возмущает 17%
опрошенных: «Несколько этапов собеседования, растянутые даже не на дни,
а на недели, - это просто кошмар!» Стоит отметить, что женщины чаще
жалеют о времени, потерянном на продолжительные интервью, особенно если
беседа заканчивается отказом со стороны работодателя (19% против 13%
среди мужчин)
Длительное ожидание начала собеседования раздражает 16% россиян.
«Опоздание недопустимо ни для одной из сторон», - уверены они. У такого
же числа соискателей (16%) прилив негативных эмоций вызывают
некорректные, по их мнению, вопросы. Особенно чувствительными являются
женщины, каждая пятая из которых (20%) опасается делиться с
потенциальным работодателем своими планами, касающимися личной жизни
(замужество, планирование детей и т. п.).
Различного рода психологические тесты нервируют 11% соискателей.
Респонденты признаются, что они чувствуют себя некомфортно, рисуя по
просьбе рекрутёра несуществующее животное или сортируя цветные
карточки: «Чувствуешь себя неполноценным. Мы же не на приём к врачу
идём...»
Другие раздражающие аспекты собеседований указали 2% опрошенных.
Некоторые из них полагают, что на ряд вопросов, входящих в интервью,
можно ответить и по телефону, другие уверены, что менеджеры по
персоналу невнимательно изучают их резюме, третьи подозревают
кадровиков в сокрытии негативной информации о компании, размере
зарплаты или условиях работы.
Лишь 6% россиян заявили, что в ходе интервью с потенциальными
работодателями их ничего не раздражает. «Я спокойный и уравновешенный,
к тому же это я прихожу на собеседование, а не они ко мне»;
«Раздражаться непродуктивно», - справедливо замечают они.
Затруднились ответить на поставленный вопрос 2% респондентов. Некоторым
из них, в основном молодёжи, ещё не приходилось проходить интервью с
работодателями («Пока не знаю, что будет раздражать, так как я ни разу
не была на собеседовании»), другие же в силу характера и специфики
восприятия не успевают испытать негативные эмоции: «Обычно я очень
быстро прохожу собеседования».
Анализируя результаты проведённого исследования и комментарии
респондентов, можно сделать вывод о том, что, к сожалению, многие
соискатели не до конца понимают роль и обязанности менеджера по
персоналу, степень его нагрузки и методы отсева кандидатов, вследствие
чего даже стандартные вопросы и требования часто воспринимаются ими
негативно.
Источник: Superjob.ru
|