После 20 января у топ-менеджеров «Почты России» начнутся
пятидневные стажировки в почтовых отделениях в качестве операторов
связи и почтальонов. Эффект от такого рода мероприятий не сиюминутный,
но он, безусловно, есть, считают работодатели и эксперты.
Стажировка обязательна для всех менеджеров — работающих как в аппарате
управления, так и в 86 филиалах предприятия, пояснил представитель
пресс-службы «Почты России», добавив, что только в Москве управленцев
около 1000. «Менеджеры не могут быть в курсе всех проблем, которые
возникают на местах, что негативно отражается на качестве
управленческих решений, — отметил он. — Каждый смотрит на ту или иную
ситуацию со своей точки зрения, и руководство пришло к мысли: людей
нужно сближать».
Стажировки начнутся после 20 января, когда будет разработан
соответствующий график, причем сотрудники аппарата управления смогут
стажироваться во всех филиалах, кроме московского, а менеджеры филиалов
— в почтовом отделении любого другого филиала.
«Вначале сотрудники восприняли нововведение настороженно, — рассказали
в пресс-службе. — Но потом нашли в нем много положительного, в
частности возможность сменить обстановку и хоть недельку провести на
свежем воздухе». Мероприятие не требует больших затрат, отмечают в
пресс-службе: менеджерам рекомендовано выбирать такие регионы, для
переезда в которые не придется много тратить на дорогу и проживание.
Менеджер на точке
Каждый год в День работников торговли в июле топ-менеджеры компании
«Евросеть» надевают желтые рубашки и выходят в торговые точки. «Это и
своего рода тим-билдинг, и возможность соприкоснуться с работой коллег
на местах, — говорит руководитель PR-службы компании Ульяна Смольская.
— Руководители должны понимать, что такое розница и почему так важно
быстро выполнять заявки продавцов».
С прошлого года в сети решили не ограничиваться одним днем в году: в
предновогоднее время в полях работал уже весь офисный персонал (около
3000 человек) — не только управленцы, но и сотрудники бухгалтерии, IT-
и административно-хозяйственного отдела. «Наша задача была помочь
продавцам, — говорит Смольская. — Мы сознательно выбирали не виповские
точки, а те, что в местах с большим пешеходным трафиком». В магазине
около метро «Сокол» работал продавцом и президент компании Александр
Малис. «Я получил удовольствие, даже можно сказать — отдохнул», —
улыбается Малис. Со стороны видно многое: как работают внутренние
системы, как представлен товар, чего хотят покупатели, рассуждает он:
«Когда в точки приходят менеджеры, они смотрят на все свежим взглядом».
Кайдзен по-русски
В таких акциях эксперты видят попытки российских компаний внедрить у
себя концепции «гемба кайдзен» (буквально это японское выражение
означает «перемены к лучшему», а в практике менеджмента его
отождествляют с непрерывным совершенствованием, которое ведет к большей
удовлетворенности покупателя). «Как правило, руководители возвращаются
на места, проводят частичные изменения и через какое-то время,
погружаясь в текучку, благополучно обо всем забывают», — сетует Аркадий
Пригожин, директор Школы консультантов по управлению Академии народного
хозяйства при правительстве РФ.
«Мы планируем проводить стажировки менеджеров ежегодно, они станут
обязательными и для нанятых на управленческие позиции сотрудников в
период испытательного срока», — не соглашается заместитель гендиректора
«Почты России» Денис Чуйко. Сам Чуйко хочет поехать в какой-нибудь
небольшой город или даже в сельскую местность. «Чем дальше от
мегаполиса, тем реальнее ситуация», — пояснил он.
«От такого рода мероприятий большая польза, но она проявляется не
сразу, а в долгосрочной перспективе», — отметили в Сбербанке,
руководство которого по инициативе президента банка Германа Грефа в
конце октября 2009 г. также прошло стажировку в обслуживающих
подразделениях. В течение 4-5 часов топ-менеджеры наблюдали за работой
подчиненных, после чего им предлагали заполнить так называемые
чек-листы и высказать свои предложения, рассказал представитель
пресс-службы Сбербанка.
Лампочки, и не только
«Люди возвращаются с таким количеством идей, что мы не успеваем их
обрабатывать», — уверяет Малис. К примеру, рассказывает он, менеджеры
заметили, что во многих магазинах стоит несколько касс и технологически
сделано так, что одна работает быстрее другой: «Мы дали задание
IT-специалистам поменять программное обеспечение, чтобы все работало
одинаково быстро». Нововведения, по его словам, коснутся также
мерчандайзинга и системы мотивации продавцов, не говоря уже об
устранении бытовых неполадок: «Мы, например, элементарно поменяли во
многих точках лампочки».
Если менеджер хочет быть успешным, ему надо учиться мыслить и как
начальник, т. е. стратегически, на годы вперед, и как подчиненный, т.
е. детально, считает независимый бизнес-тренер Роман Седых. Седых
вспоминает случай из практики: «Несколько лет назад один председатель
правления крупного банка случайно оказался свидетелем работы
собственных кассиров. Его неприятно удивило, с каким выражением лица и
с какой скоростью те обслуживали клиентов. Через некоторое время в
банке появились стандарты работы, в соответствии с которыми
производились отбор и обучение рядовых сотрудников».
Источник: Ведомости
|