Первый год работы в России менеджера-экспата может обойтись
работодателю в полтора раза дороже, чем в случае, если бы на том же
месте работал россиянин, утверждают эксперты. Такова цена адаптации к
российским реалиям.
Летом прошлого года 33-летний Ясухиро Нишимура переехал в Россию:
сейчас он работает менеджером проектов по качеству на петербургской
фабрике «Петро», входящей в ГК JTI. До этого он жил и работал в
японском городе Корияма. «Переезд серьезно облегчила ознакомительная
поездка, которую компания организовала в июне 2008 г., — рассказал
Нишимура. — Я познакомился с Петербургом, пообщался с руководством
фабрики, обговорил вопросы поиска жилья, детского сада для старшего
ребенка».
В JTI действует программа адаптации иностранных сотрудников, участие в
которой прописывается в контракте, объясняет Нишимура. Без этой
программы смена Японии на такую далекую страну, как Россия, стала бы
очень серьезным стрессом, признается он. Компания оплатила ему и его
семье переезд и перевозку личных вещей, обеспечив в том числе
страхование груза. Уже в Петербурге JTI оплатила для Нишимуры аренду
жилья и устройство старшего ребенка в детский сад. Японского детского
сада в городе не нашлось, но в какой-то степени это даже хорошо — сын
будет изучать английский, говорит Нишимура. Он также отмечает, что
работодатель помогает ему в изучении русского языка — компания оплатила
занятия. Кроме того, компания предлагает организацию для его жены
курсов обучения русскому языку и помощь в поиске работы в Петербурге.
«Правда, пока она этим не воспользовалась: наш младший ребенок еще
совсем маленький и ему требуется постоянное присутствие мамы», —
отмечает он.
Поддержка по-русски
Программы адаптации иностранцев, как правило, включают стандартный
набор услуг, входящих в компенсационный пакет сотрудника. В российском
подразделении «Сони электроникс» такую программу назвали Induction. Из
450 сотрудников, работающих в СНГ, 21 — экспаты из Японии. Большинство
из них расквартировано в Москве, уточняет Артем Лаевский, руководитель
отдела персонала «Сони электроникс». Как правило, вновь прибывших
сотрудников селят в меблированные апартаменты, в которых живут экспаты
из разных стран: там англоязычное обслуживание, охраняемая территория.
Кроме помощи в аренде жилья, оплаты перелета сотрудника с семьей и
частичной оплаты обучения детей программа включает многое другое. К
примеру, японцам, привыкшим к автомобилям с левым рулем, обязательно
предоставляется корпоративная машина с водителем. А еще иностранцам
помогают освоиться в быту: показывают, где недалеко от офиса можно
купить привычные для них продукты, к примеру свежую рыбу, замечает
Лаевский. По его словам, бремя этих расходов ложится не на российский
офис, а на штаб-квартиру «Сони».
Некоторые компании предлагают еще и кросс-культурные тренинги,
помогающие иностранным менеджерам понять российские особенности
корпоративной культуры, говорит Павел Безручко, гендиректор
«Экопси-консалтинга». Ведь и восточный, и западный стиль работы
отличаются от нашего, замечает он.
Что немцу хорошо
В московском офисе КПМГ есть выделенный сотрудник, Expatriate Advisor,
который помогает обстроиться и адаптироваться в Москве, рассказал Свен
Осмерс, директор отдела корпоративных финансов КПМГ в России и СНГ. Он
приехал в Россию в январе 2009 г. из Западной Германии. «Корпоративная
культура российских и немецких компаний сильно отличается, — объясняет
он. — Россияне ждут от меня немецкой пунктуальности и аккуратности, а
это то, чему мне самому хотелось бы научиться». Помощь компании
оказалась очень полезной. «Я смог сконцентрироваться на работе, а
переезд из Германии в Москву прошел для меня как переход из одной
комнаты в другую», — говорит Осмерс.
Экспатам в КПМГ предоставляют разные компенсационные пакеты в
зависимости от позиции и семейного положения, помогают найти жилье и
решить бытовые проблемы, особенно в первый месяц: как ориентироваться в
городе, где купить продукты, как провести свободное время и проч. Для
тех, кто хочет изучать русский язык, возможны индивидуальные занятия с
преподавателем. «Русский я начал учить уже давно, но моих знаний пока
не хватает», — отмечает Осмерс. С россиянами он говорит на английском и
не чувствует дискомфорта: большинство коллег и клиентов владеют
английским, рассказал он. Впрочем, сам Осмерс мог бы обойтись без
тренингов: подходы к работе с клиентами везде схожи, говорит он.
Наценка за экспата
При найме иностранного топ-менеджера траты на адаптацию увеличиваются в
несколько раз. Наценка за экспата на топовые позиции может составить
примерно от $100 000 до $400 000 в год, что в 1,5-3 раза больше, если
бы эту должность занимал россиянин, предполагает Безручко. Именно
поэтому в кризис гораздо более популярны другие программы — замены
экспатов на российских менеджеров, утверждает он. Иностранцы приезжают
в Россию, как правило, на 3-5 лет, а компании более заинтересованы
вкладываться в постоянных сотрудников, добавляет Безручко.
Источник: Ведомости
|