Проектные менеджеры в России уже не редкость, но доверить
процессы по реорганизации бизнеса, поиску деловых партнеров или
налаживанию отдельных функций владельцы бизнеса готовы в основном
знакомым или бывшим сотрудникам.
Анна Мухина пришла в Becar Realty Group (BRG, предоставляет услуги в
сфере недвижимости) полтора года назад для решения конкретной задачи —
поиска западного партнера. Нужен был партнер, который помог бы компании
работать на молодом и мало изученном для России рынке услуг facility
management (управление и техническая эксплуатация недвижимости),
поясняет она. До этого девушка работала в консалтинговой компании, и
Becar Realty Group была одним из ее клиентов. «По работе мне довольно
часто приходилось общаться с проектными менеджерами, — рассказывает
Мухина. — И большинство были приглашены на проекты либо бывшими
работодателями, либо компаниями, которым профессиональный опыт этих
людей хорошо известен». Со стороны проектных менеджеров, по ее
наблюдениям, берут крайне редко.
Временно-постоянные
Проектные менеджеры в России сегодня уже не редкость, считает Екатерина
Мацкевич, партнер консалтинговой компании Ward Howell: скорее это
редкость для хедхантеров, поскольку на практике таких людей чаще
приглашают из числа знакомых или даже друзей владельцев бизнеса.
Это подтверждает и пример другой сотрудницы BRG — HR-директора по
организационному развитию и управлению персоналом Натальи Калининой.
«Из этой компании я ушла в 2000 г., но в течение восьми лет
поддерживала с ее менеджерами простые дружеские отношения, —
рассказывает она. — Мы поздравляли друг друга с праздниками,
переписывались, обменивались впечатлениями от проектов и т. д.». В июне
прошлого года BRG предложила Калининой провести кадровый аудит. «На тот
момент между высшим руководством и сотрудниками возникло непонимание —
цели, которые ставили управленцы, не вполне лояльно воспринимали
подчиненные, — вспоминает она. — Проанализировав основные HR-процессы,
я должна была составить некий отчет о том, почему это произошло».
Работа продлилась до середины сентября, после чего компания снова
пригласила девушку в штат.
После того как для BRG был найден партнер, а им стал крупный
европейский альянс EASI, работать на постоянной основе компания
захотела и с Мухиной. Но та отказалась, решив уехать во Францию
получать МВА в винной индустрии.
«Журнал Commercial Real Estate (CRE), ключевой проект ИД
“Импресс-медиа”, выходит с 2002 г. Через два года успешного развития в
нем начались проблемы роста, и тогда собственники пригласили
консультанта из Израиля — Дэвида Тцора, они его хорошо знали, —
рассказала бывшая сотрудница редакции, попросившая не называть ее
фамилии. — В его задачи входила оптимизация расходов и структуры
компании. Он оценивал работу топов и редакции. С каждым проводил так
называемые “сеансы”, задавал неудобные шокирующие вопросы, и нередко
начальницы отделов выходили от него в слезах и в шоке. Спустя полгода
отделы были реорганизованы, некоторые — упразднены или сокращены до
одного человека, по собственному желанию уволились не менее 50%
руководителей отделов. Но журнал и поныне успешно выходит, а Тцор из
приглашенного кризис-менеджера стал соиздателем журнала и по сей день
занимается вопросами управления». В редакции CRE от комментариев
отказались.
«В западных компаниях проектному менеджеру даются все необходимые
полномочия, его решение последнее, и он должен сдать фирму заказчику,
реорганизовав ее под ключ», — комментирует Аркадий Пригожин, директор
Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при
правительстве РФ. У независимого консультанта, убежден он, это
получается лучше: во-первых, он специалист по реорганизации и,
во-вторых, не связан личными отношениями в компании. «Российские
компании часто думают, что справятся собственными силами, не понимая,
что процесс перехода из одного состояния в другое — это особая
технология», — считает Пригожин.
Время и деньги
«Мы договорились о почасовой оплате, — делится опытом Калинина. —
Причем в расчет брали зарплату специалиста, функции которого я временно
выполняла в компании». По ее словам, вознаграждение получилось таким,
что аутсорсинговая работа стоила бы работодателю намного дороже.
«У многих российских менеджеров зарплатная психология — не все понимают
экономику проектов и способны оценить эффективность своего труда», —
делится соображениями основатель агентства PR Inc/DDB Ольга Дашевская.
В кризис в PR-компаниях сократилось, например, число абонентских
контрактов, которые предполагают постоянное коммуникационное
сопровождение бизнеса клиента, а соответственно, и ежемесячный оклад
сотрудников, зато увеличился объем проектной работы, говорит она.
«Одной бывшей сотруднице мы предложили возглавить проект клиента, с
которым она работала каждый год, — рассказывает Дашевская. — Но девушка
запросила гонорар в размере 70% всего агентского вознаграждения, что,
учитывая остальные расходы, в том числе зарплаты еще нескольких
сотрудников, делало проект убыточным».
«Когда начинаешь заниматься проектом, до конца не знаешь, какой объем
работ тебе придется выполнить на самом деле, — объясняет хитрости
сдельной работы 33-летний Герман Полосин. — Трудности, которые
подстерегают на этом пути, часто недооцениваются». В 2006 г. его
пригласили из IT-компании в российское представительство иностранного
банка на проект по автоматизации потребительских кредитов и депозитов.
«Тогда банк только взял старт, сотрудники погрузились в решение
юридических вопросов и основную функцию банка — потребительское
кредитование — выделить в отдельную команду забыли», — вспоминает
Полосин. В целом работа на проекте заняла 10 месяцев: в течение шести
месяцев молодой человек получал ежемесячный оклад и в течение еще
четырех — оплату за часы. А в конце ему выплатили бонус — около $12
000. «На зарплате рискует работодатель, а на гонорарах — менеджер, —
делает вывод Полосин. — А вообще, было бы полезно создать какую-нибудь
интернет-площадку для менеджеров и работодателей, где бы все
обменивались опытом и ставили друг другу оценки. Одним — за проект,
другим — за исполнение финансовых обязательств». По его мнению,
консультантам так было бы легче искать заказчика, а заказчикам —
консультантов.
Источник: Ведомости
|